Первая международная научная конференция: «Искусство и наука в современном мире».
В рамках программ фундаментальных исследований Президиума Российской академии наук - "Историко-культурное наследие и духовные ценности России" и Отделения новейших художественных течений Российской академии художеств проходила первая международная научная конференция "Искусство и наука в современном мире".
На эту конференцию был приглашён выступить с докладом по тексту своей книги "Убить искусство" художник нашей галереи Владимир Крылов.
Позвольте предложить Вашему вниманию текст этого доклада.
АВАНГАРД, ПОСТМОДЕРНИЗМ И СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО.
Сегодня к области изобразительного искусства относят очень многое.
Иногда прямо несовместимые произведения оказываются рядом.
Существуют ли критерии способные как-то объяснить такое объединение?
О таких критериях писал ещё Василий Кандинский. В своих теоретических работах Кандинский понимал искусство как инструмент развития человеческой духовности. И с этим трудно спорить.
По его мнению, все художники, во всех видах искусства и во все времена, сознавая это или нет, исследуют в своих произведениях движение и развитие человеческой души.
Трепетание человеческой души, человеческое духовно-нравственное переживание – вот предмет искусства. Произведение искусства вырастает на почве чувственного, эмоционального ощущения.
Сознание и эмоциональные ощущения свойственны не только человеку, но и всему животному миру. Но только человеку сопутствуют самосознание, ассоциативное мышление и, развивающееся на их основе, искусство. Растревожив физиологический фундамент человеческой психики формой, цветом, тоном, и фактурами, вызвав у зрителя чувственные ощущения, художник может перейти в область собственно искусства, только опираясь на самосознание, на ассоциативное мышление, переходя с их помощью от эмоциональных, физиологических ощущений к человеческому, духовно-нравственному переживанию. Например, декоративные качества и фактуры произведений Михаила Врубеля поражают ярким чувственным воздействием. Но в его произведениях всегда есть ассоциативная зацепка, основанная на самосознании, которая переводит нас из области эмоциональных физиологических ощущений в область человеческого, духовно- нравственного переживания, в область искусства. Василий Кандинский создавал гениальные декоративные композиции.
Они эмоционально-чувственным образом воздействуют на физиологические основы человеческой психики. Но самосознание, ассоциативное восприятие и человеческое
переживание в его блистательных декоративных композициях никак не затронуты. Только чувственные, эмоциональные ощущения. И не случайно Кандинский был приглашён в Баухауз - центр подготовки не художников, но дизайнеров для промышленного конструирования.
Баухаузе не занимались человеческим духовно-нравственным переживанием. Там учились конструировать и украшать. Многие авторы утверждают, что авангард использовал в своих произведениях целый ряд новых научных идей. Очень показательна интерпретация авангардом одной из них - богатейшей научной идеи о возможности существования пространств с большим количеством пространственных координат, чем в нашем трёхмерном. Например, Кульбин сразу же открыл четвёртое измерение - время. Многие подхватили этот тезис и стали рассматривать, в свете модных научных разговоров, наше трёхмерное пространство как четырёхмерное, прибавив к трём пространственным координатам ещё и время. И появились работы, объявившие этот факт началом нового искусства, выросшего из нового научного понимания сложного пространства.
Беда в том, что Кульбин пошёл ещё дальше и приобщил к дополнительным пространственным координатам тяжесть и движение.К сожалению, мы сталкиваемся с непониманием самого смысла новой научной идеи. В гипотезе о сложных пространствах речь идёт не о времени, тем более не о тяжести или сухости. Речь идёт исключительно о дополнительных пространственных координатах, которые мы, люди трёхмерного пространства, можем постигать только умозрительно, логически, а представить их физический смысл, чувственно, эмоционально освоить эти пространства и использовать это знание в области искусства мы не способны в принципе.
К сожалению, таких примеров достаточно. Отдельные научные идеи принимаются на вооружение авторами и теоретиками авангарда и, достаточно безответственно, используются в их теоретических построениях. Мысль изобразить можно.Можно нарисовать идею.Но тогда мы получим формулу, опознавательный знак или график. Изображение логической концепции не может стать искусством. Визуализация теоретической мысли возможна. Но будет ли такое изображение принадлежать искусству? И совершенно логично самым крупным достижением супрематизма , по моему мнению, можно считать изобретение изобразительного приёма, на основе которого возникло целое море технических иероглифов. Знаки ГАИ, эмблемы, всяческие обозначения. Всё это - супрематические композиции. Такие изображения можно рассматривать только как наглядную информацию по принципу аналогий и в форме декоративной композиции. Это декоративные композиции из области дизайна. К человеческому духовному переживанию, к трепетанию человеческой души и к искусству эти опознавательные знаки и обозначения отношения не имеют.Самосознание и искусство выделяют человека из всего остального живого мира. Самосознание является тем качеством человеческой психики, которое обеспечивает переход от чувственных, эмоциональных, физиологических ощущений в область духовно-нравственных переживаний, в область движения человеческой души, в область собственно искусства. Но самосознание можно использовать и в других целях. Перевёрнутый унитаз, если он чистый, не вызывает никаких эмоциональных ощущений. Это керамический, функциональный ширпотреб. Даже золотой он слабо способствует эстетическому освоению действительности.
Перевёрнутый унитаз, используя самосознание, пытается привлечь к себе внимание скандальностью ситуации с оттенком неприличия. Используя эпатаж, значительный круг авторов работает массовиками-затейниками, развлекая публику за деньги. Говорить о движении человеческой души в этом случае невозможно. Основная задача - получить вознаграждение любыми способами. Духовно-нравственные переживания устраняются как помеха.
Эпатаж - основной инструмент творчества Олега Кулика. Не будем задерживаться на том, что перформанс - это упрощённая форма театра, это упрощённый актёрский этюд, он не может быть жанром изобразительного искусства.Довженко, Юткевич, Эйзенштейн, Феллини - все они были художниками по специальности.Их увлекло искусство действия, актёрское искусство и они стали великими режиссёрами. Путь открыт и проверен.И в этом контексте неубедительно звучат размышления о нарастании синтеза искусств. Синтез искусств существовал с незапамятных времён. Вспомните религиозные мистерии. Синтез, но не перемешивание разных видов искусства. Режиссура - это не изобразительное искусство, а литература - это не музыка.
И если Вам, под видом синтеза, предлагают перемешать всё - значит, задумано что-то недоброе.
Кулик объясняет своё творчество как попытку показать людям ущербность, бессмысленность и даже преступность культуры. Цивилизованный человек отвратителен и хуже зверя. Оправданы только физиологические инстинкты животного организма - утверждает Кулик. То есть человеческая духовная жизнь бессмысленна и абсурдна в принципе.То же самое утверждает Илья Кабаков в своих размышлениях об огромных городах из бетона и стали.
Казимир Малевич выставил чистый холст и провозгласил бессмысленность живописи.
Французский художник Франсис Пекабль выставил пустую раму вообще без холста.
Концептуалисты объявили об эстетической ценности ничегонеделания.Жизнь бессмысленна, утверждают авторы авангарда и постмодернизма.Стало быть, и искусство, по их мнению, должно быть освобождено от самосознания, от ассоциативности, от духовного переживания и превратиться в констатацию физиологических ощущений. Ещё лучше, если искусство превращается в абсурд. Но человеческая жизнь представляется бессмысленной, глумливой шуткой судьбы далеко не всем.Бесконечное и обречённое на гибель трёхмерное пространство, в котором мы с Вами проживаем, имеет смысл. Этот смысл - в развитии внутренней духовной структуры маленького, хрупкого, иногда ничтожного существа - человека. Развитие внутренней духовной структуры человека - это потенциальная возможность духовным ростом преодолеть хаос растущей энтропии и неизбежную гибель нашего трёхмерного пространства.И все виды искусства заняты одним делом - выращиванием внутренней духовной структуры человека, человеческой души, созданием внутри нас того самого Царствия Небесного в любом понимании этого выражения. Только духовная субстанция, развивающаяся внутри нас, имеет шанс, при своём достаточном развитии, перейти в более сложные пространства. Это единственный способ преодолеть второе начало термодинамики.Все виды искусства вырастают на базе только двух человеческих чувств. Зрение и слух являются биологической основой всех видов искусства. Зрение и слух отличаются от вкуса, обоняния и осязания тем, что устроены как волновые структуры. И свет, и звук - это колебания, это волны.Возможно поэтому, они способны вмещать в себя не только физиологические ощущения, но и духовное содержание.Можно предположить, что произведение искусства - это ни что иное как генератор волнового излучения.Возможно, и наша внутренняя духовная структура существует в виде волнового образования. То есть волновые процессы являются физической основой искусства как инструмента духовно-нравственного развития человечества.Окружающий нас мир и человеческие отношения в нём стремительно усложняются.Напряжённее становятся стилистика и приёмы произведений искусства.
Неизменным остаётся содержание искусства - трепетание человеческой души.Художники, сознательно или нет, исследуют движение человеческой души, фиксируют свои наблюдения в произведениях искусства и передают их другим людям.Таким образом, накапливается духовно-нравственный потенциал человечества. Искусство работает как инструмент развития и укрепления духовно-нравственной среды обитания. И эта работа - единственное достойное оправдание существования и искусства, и художника, и самой человеческой жизни.Уничтожение духовно-нравственной среды обитания означает скорое самоуничтожение человечества.Василий Кандинский понимал искусство как инструмент развития человеческой духовности.Независимо от стилистики или названия творческого направления.Есть в творческом произведении движение человеческой души - мы имеем дело с искусством. Современное искусство изучает новые и новые грани человеческого переживания, передаёт их человечеству, попутно создавая новые стилистические формы, не зависимо от стилистики и названия творческого направления.
Нет духовного человеческого переживания в творческом произведении - мы имеем дело либо с дизайном, пусть самым блистательным и гениальным, либо с развлекательным шоу, пусть предельно талантливым и оригинальным, возможно с политикой. Очевидно, что и авангард, и постмодернизм - это реакция человеческого сообщества на всё возрастающую несоизмеримость технологического потенциала человека и его духовно-нравственных и психических возможностей.Отказываясь и даже отрекаясь от самосознания, ассоциативности и духовно-нравственного содержания в искусстве, и авангард, и постмодернизм оказываются на физиологическом уровне эмоциональных ощущений животного мира мяса и кости.И, в результате, слишком часто творчество авторов этих направлений становится инкубатором, создающим микробы, которыми болеет и от которых может умереть наш мир.
Формат работы: онлайн, с 10 до 20ч
По всем организационным вопросам обращаться по тел.
+79166301578
E-mail: art@colisart.ru